Четвер, 27 лютого 2014, 17:30
Его идеи преступны и неприемлемы. Но у него они хотя бы есть
На Украине объявлены досрочные выборы президента. Россия устами своих депутатов заявила, что до сих пор считает легитимным главой соседнего государства Виктора Януковича, но понятно, что новые власти это не остановит: им важно закрепить результаты переворота.
Уже есть первые кандидаты – боксер Кличко и харьковский губернатор Добкин. Все ждут, что вот-вот о своем решении объявит Юлия Тимошенко.
Но на самом деле достойным главой нынешней Украины может быть только один человек. Это глава «Правого сектора» Дмитрий Ярош. Конечно, он враг России и носитель явно профашистской идеологии, поклоняющийся к тому же военному преступнику Степану Бандере. Да, он нанес серьезный ущерб интересам России и Украины. Но вместе с тем Дмитрий Ярош – единственный сегодня на Украине политический лидер, имеющий право быть президентом Украины.
Вряд ли большинство украинцев разделяют его убеждения. Но это самое большинство и не подумало встать на защиту Януковича, когда его свергали.
Надо понимать, что Януковича свергли не Майдан, не Кличко, не Яценюк, не Тимошенко и даже не Тягнибок. Каждый из них, на самом-то деле, вполне готов был помириться с Януковичем и прекратить борьбу, выторговав что-то для себя.
Не сдались они именно потому, что им этого не позволил Ярош. Он был тем заградительным отрядом, который демонстрировал готовым бежать политикам: «Ни шагу назад. За отступление – расстрел». Он смог создать и организовать армию и проявил умение и волю в руководстве ей.
Его идеи, безусловно, преступны и неприемлемы. Но самое плохое, что именно такие идеи воодушевили тех, кто был готов сражаться за власть на Украине. Еще был готов сражаться «Беркут», но его предали. Если Ярош проявит минимум прозорливости, то потребует амнистии и неприкосновенности для тех, кто дрался против него на площадях и, так или иначе, тем самым сделает их своими своего рода сторонниками.
Потому что уважения достойны те, кто способен драться до конца, и, наоборот, его недостойны те, кто требует «прекратить кровопролитие», «соблюдать права человека», «достичь консенсуса», то есть предлагает не драться за свои идеи, а предавать их. Потому что идеи являются идеями только тогда, когда за них готовы умирать. Идея – это то, что может двигать человеком, толкать его на те или иные решительные поступки, а вовсе не его красивые слова.
Человек, способный драться и умереть за идею, – это человек. Неспособный – животное. Идеи могут быть безумными и дикими, но лучше человек, имеющий самую дикую идею, за которую, возможно, его нужно уничтожить, чем животное, никакой идеи не имеющее и готовое послушно идти в стойло за тем или иным идейным «пастухом».
Почему гитлеровцы расстреливали и не брали в плен комиссаров и политработников? Потому что знали, что они «идейные» и их невозможно купить и перевербовать. Отправить такого в концлагерь – значит дать заключенным лидера, который организует их сопротивление и восстание.
Нужно признать очевидное: Ярош на сегодня – самый вменяемый, достойный и эффективный лидер на Украине, потому что он способен драться за свои идеи и служить им, а не спекулировать ими.
Ярош – вандал, сносящий памятники Ленину. Но при этом тактически он в своей борьбе с властью (кстати, не менее буржуазной, чем власть в России до 1917 года) действовал именно так, как на его месте действовал бы Ленин: прямое давление масс, презрение к политической демагогии, установка на то, чтобы «каждый день добиваться пусть маленького, но успеха», «решающий перевес сил в решающем месте в решающий час».
Странно и жалко, что он присягнул не красному знамени свободы, а красно-черному знамени бандитизма. Но факт остается фактом: проклинаемые коммунистами бандеровцы смогли проявить себя в последних событиях на Украине, а проклинающие их коммунисты вообще не сыграли в них никакой роли.
Политик – это не тот, кто позволяет волнам и ветру политики носить себя в беспорядочном броуновском движении, а тот, кто подчиняет развитие событий себе и направляет их ход.
Власть на Украине завоевал Ярош. Но завоевал он ее для тех, кто не стоит цены, заплаченной за эту власть. Яценюк, Кличко, Турчинов, Тимошенко и Тягнибок ничем не лучше Януковича и ничем от него не отличаются.
Зачем Ярош был нужен «оппозиции» – понятно, как понятно и то, зачем он им еще нужен сегодня. Но уже сейчас он начинает им мешать. А вот зачем они Ярошу после завоеванной им победы – вообще непонятно. Либо они согласятся исполнять его волю и волю его отрядов, либо он уничтожит их, либо они уничтожат его.
Он – политический лидер, они – политические клоуны. Толпа политических клоунов, конечно, всегда может затоптать политического лидера, если только он вовремя этих клоунов не разгонит.
Власть на Украине завоевал Ярош, и право на власть сегодня в полном смысле имеет только он. До чего это доведет Украину – даже подумать страшно. Но Украина сама сделала свой выбор. Ярош имеет право ей править, лидеры «оппозиции» – нет. И они это знают. В ловушке и они, и он.
То есть на Украине сформировалось классическое двоевластие: униженный Ярошем парламент с одной стороны и Ярош с другой.
По логике вещей, Рада должна включить в состав правительства самого Яроша либо его представителей. Но должности второго уровня их не заинтересуют, а дать им должности первого плана будет для Рады равносильно самоубийству. Не секрет, что многие недовольны тем, что парламент собирается досиживать до конца своих полномочий (а это 2017 год), и, получив власть, Ярош почти наверняка употребит ее на разгон Рады. И можно не сомневаться, что общество это воспримет на ура.
Не включить же Яроша либо его представителей в правительство вообще – значит, в лучшем случае, дать возможность Ярошу объявить о своем праве надзора за правительством, в худшем – дать ему возможность его вообще не признать. Следовательно, то ли Ярош превратит свои отряды в стоящий над властью «корпус стражей украинской революции», то ли просто не признает правительство и создаст свою параллельную структуру власти, опираясь, например, на региональные «майданы».
А учитывая, что Украине грозят дефолт и социальная катастрофа, и правительство «Батькивщины» ничего реального в экономике сделать не сможет (в свое время они уже разрушили растущую украинскую экономику, оставленную им Кучмой и Януковичем после 2004 года), Ярошу останется только агрегировать нарастающее недовольство, объяснять катастрофу тем, что парламентские лидеры «предали революцию», и настаивать на «защите ее идеалов», требуя ее продолжения и углубления.
Для противников Януковича Ярош сегодня намного страшнее самого Януковича (может, поэтому они его и не ищут особо?). Он опасен для них и не нужен им. И они постараются его уничтожить или обезвредить. Хотя президентом Украины на сегодня вправе быть только он.
А нам нужно задуматься о том, почему таких преданных и отчаянных сторонников нет ни на стороне России, ни на стороне «регионалов», ни на стороне коммунистов. Не исключено, что виноваты они сами, не сумевшие найти, поощрить и интегрировать в свою систему таких людей.
Ярош, конечно, враг. Но приятнее (и понятнее) иметь такого врага, чем такого союзника, как Янукович или Симоненко.
Комсомольская правда